ЂЂЂ Каноны в росписи храмов - Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой

rospis khramov andrej belyaev

Автор статьи – Лариса Захарова.

При цитировании – ссылка на источник обязательна!

Церковное искусство, архитектура, иконопись, фрески православных храмов, прикладные ремесла объединены особым установленным Церковью каноном. Художник, работая в этом направлении, должен знать и соблюдать определенные правила, богословскую систему композиций, тексты Святых Писаний, символы, изобразительный язык, выработанный веками, иконографию и должен осознавать, что он – прежде всего проводник духовных посланий Церкви.

Каноны росписи храмов определяют варианты программ сюжетных изображений

Главный принцип построения сцен связан с разделением церковного интерьера на три составляющие – внизу земное пребывание, вверху – мир Неба, в середине – их взаимодействие. Купольное пространство символизировало духовный небесный мир, поэтому по мере скольжения взгляда человека, вошедшего в храм, ему раскрывались снизу до верха сцены земной жизни Христа и до его Вознесения на небо.

В соответствии с иерархией на куполе изображается композиция «Христос Пантократор». Изображение Вседержителя показывает Христа во славе после Вознесения. В более ранних византийских росписях купола встречаются сцены Вознесения, Троицы Новозаветной, голубя – символа Святого Духа и другие более редкие сюжеты.

На барабане купола обычно располагаются Богоматерь, ангелы и архангелы, апостолы и пророки, на парусах купольного свода – евангелисты. Изображения росписи храмов на сводах и верхних частях стен показывают события евангельской истории – Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие Христово, Воскресение Христово, Вознесение Господне и другие сцены.

Иконография в храме определяется стилистикой архитектуры

Наиболее распространенные стили росписи в русских храмах – византийский и сформированный на его основе древнерусский. Для некоторых православных храмов второй половины XVIII- XIX веков характерен академический стиль стенописи. Реалистические изображения в росписи храмов, построенных в стиле классицизм или барокко, кардинально отличаются от традиционной настенной живописи и в свое время оспаривались критиками, тем не менее следование церковным канонам в академической иконописи и стенописи также соблюдается неукоснительно.

Канон дает возможность и к индивидуальному выражению художника – в колорите, графических приемах, трактовке композиций, стилистике изображения. Именно поэтому в истории православного монументального искусства существует такое многообразие шедевров храмовой росписи и так много разных выдающихся художников, создающих росписи монастырей, соборов, храмов, часовен.

Среди современных артелей художников-монументалистов много лет работает Санкт-Петербургская живописная мастерская под руководством Андрея Беляева, которая выполнила разные художественные работы в традиционном и академическом направлении для таких храмов, как церковь Св. Николая Чудотворца при Морском госпитале в Кронштадте, храм Св. блгврн. кн. Александра Невского в Сенате в Санкт-Петербурге, часовни Св. ап. Андрея Первозванного в Савво-Крыпецком монастыре Псковской области и других. Художники и иконописцы мастерской создают росписи в русских храмах в различных техниках и стилях, но с непременным соблюдением высокого уровня художественного исполнения.

Вы можете увидеть созданные нами произведения в сфере церковного искусства в разделах нашего сайта «Роспись храмов», «Иконопись и реставрация», «Керамика для храмов» и других разделах.

Все статьи

по темам:

  • Все
  • Роспись храмов
  • Иконопись и реставрация
  • Керамика для храмов
  • Изразцовые камины и печи
  • Изразцы и плитка ручной работы
  • Витражи и мозаика
  • Живопись для интерьеров
  • Предметы интерьера. Керамика
  • Другое