Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Русская православная иконопись

Современные иконописцы России. Иконописная мастерская Андрея Беляева

История

Иконопись в православии – особый вид живописного церковного искусства, создающий иконы с образами Святых лиц или событиями священной истории. Самые ранние иконы были написаны еще в апостольские времена. Евангелисту Луке, который считается первым иконописцем, приписывается первоначально созданная иконопись Богородицы еще при ее жизни.

Русская православная иконопись берет начало в конце X в. после Крещения Руси. Она возникла на основе византийских традиций и занимала центральное место в истории древнерусского искусства. Гением русской церковной живописи стал Андрей Рублев, живший в конце XIV – нач. XV вв. Он поднял явление русской иконы на вершину мировой культуры, определив путь ее развития на века.

В иконописи Древней Руси сформировалось несколько региональных направлений, или школ, которые создавали иконные Образы в особой уникальной манере, при этом неукоснительно следуя церковному канону византийской православной живописи. Новгородская, псковская, московская, владимиро-суздальская и другие школы древнерусской иконописи имеют ярко выраженные стилистические особенности и достигли расцвета в разные исторические периоды XIV-XV- первой половины XVI веков.

Значимым событием для древнерусского мира в начале XV века стало написание Андреем Рублевым знаменитой иконы «Троица», которая стала наивысшим достижением русского искусства по сей день. Гениальность Рублева состояла прежде всего в том, что он отодвинул повествовательную иллюстративность иконописи на второй план, открыл миру глубокую символичность образов русской иконы и наполнил ее духовным богословским содержанием.

С XVII в. начинается упадок иконописной традиционной школы, которая постепенно становится все более декоративной и светской, а петровская эпоха принесла большие перемены. С XVIII в. на смену темперной иконной живописи приходит масляная техника, начинается глобальное заимствование с западноевропейских живописных произведений. Возникает новое направление «академизм», становится явным влияние католического искусства. Писание иконы на холстах, а не на деревянных досках с левкасом, как раньше, становится близким к созданию светского портрета. Однако и в академической иконописи создаются выдающиеся произведения, созданные такими талантливыми художниками-академистами как А. Егоров В. Шебуев, П. Басин, Ф. Бруни, К. Брюллов и др. В эпоху модерна наиболее яркими представителями церковного направления стали художники В. Васнецов и М. Нестеров.

Революция в начале XX века прервала практически на столетие развитие иконописного искусства, как такового…


Образ Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская» в иконостасе храма Успения Богородицы в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре. Иконопись – А. Беляев.

Современная иконопись

В наше время церковная живопись активно возрождается, но пока не обрела своих ярких отличительных признаков новой эпохи. Современные иконописцы России изучают исторические аналоги, подражают старым работам, копируют и видоизменяют как древнерусские иконы византийского стиля, так и академические образцы эпохи барокко, классицизма и модерна.

В ряду современных известных иконописцев России на высоком профессиональном уровне работает иконная мастерская Андрея Беляева в Санкт-Петербурге. В ней создаются рукописные иконы для храмов по всей России в различных стилистических направлениях, а также изготавливаются иконы ручной работы в мозаике, керамике, фарфоре, в технике горячей эмали по металлу для внутреннего убранства и фасадов зданий.

Иконописные работы мастерской А. Беляева можно увидеть

  • в иконостасах Троицкой церкви в Доможирке Псковской обл. и в Успенском храме в Савво-Крыпецком монастыре,
  • в церкви Св. Николая Чудотворца при Морском госпитале в Кронштадте,
  • в храме Святителя Луки в г. Нафплион в Греции,
  • в Антониево-Дымском монастыре Ленинградской области,
  • Троицком соборе в Петербурге и многих других храмовых зданиях.

Художник-иконописец Андрей Беляев успешно работает не только в русской и византийской, но и в академической стилистике. Он создал церковные иконы в стиле барокко для иконостаса Благовещенского храма в Санкт-Петербурге, в стиле классицизм – для часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте, Свято-Исидоровской церкви в С-Петербурге (иконостас нижнего храма) и др.

За годы работы иконописная мастерская создала множество образов Святых на разные случаи христианской жизни для частных лиц – православные семейные иконы, именные, в подарок на Крещение, Венчание, для домашних иконостасов.


Иконостас в церкви Св. Троицы Живоначальной в деревне Доможирка Псковской области. Иконопись – мастерская А. Беляева

Где можно заказать и купить иконы мастерской в Москве, Санкт-Петербурге или другом регионе России?

Купить иконы мастерской или заказать написание иконы можно по телефонам или почте в разделе Контакты на нашем сайте. Мы выполняем заказы для Москвы, Санкт-Петербурга, а также осуществляем доставку наших произведений в любые регионы страны.

Фото наших произведений можно увидеть по ссылкам:

  • Купить церковные иконы по предварительному заказу
  • Заказать писаную икону по размеру
  • Керамические иконы ручной работы

Автор статьи – Лариса Захарова.
При цитировании – ссылка на источник обязательна!