Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Итальянская майолика

Во многих местностях различных стран и континентов, где залегает подходящая для обжига глина, рано или поздно развиваются керамические ремесла по изготовлению посуды, предметов быта, кирпичей, игрушек, сувениров… Но лишь когда ремесло синтезируется с высоким искусством, возникает художественное явление, которое входит в историю.

В собрании Государственного Эрмитажа насчитывается более 500 предметов итальянской майолики XV-XVIII веков. Лучшие из них представлены в постоянной экспозиции одного из центральных залов Зимнего дворца.

Майолика представляет собой керамическую технику изготовления предметов из глины, покрытых непрозрачной оловянной белой глазурью, по которой наносился рисунок керамическими пигментами. Затем роспись покрывалась тонким слоем прозрачной глазури и обжигалась. Поскольку цветные пигменты оказывались спеченными между двумя слоями глазурей, такую роспись назвали подглазурной. Расплавляясь в обжиге, глазурь и пигменты спекались, превращаясь в блестящую живописную поверхность. Роспись порошковыми пигментами по сырой эмали получалась достаточно тонкой, но условной и выразительной.

Эта техника была известна еще в мавританской Испании, куда ее завезли арабы с востока, и откуда она проникла в Италию и другие западные регионы. Многие страны развили ее в своем неповторимом художественном направлении – так появились знаменитые голландские плитки, португальские азулежу, русская майолика Гжель…

Расцвет итальянской керамики пришелся на эпоху Возрождения, 16 век. Техника майолики позволила художникам эпохи Ренессанса воплотить свои композиционные, рисовальные и живописные идеи в керамике и создать настоящие шедевры прикладного искусства.

В 15 веке в Италии зародились майоличные производства в Фаэнце, Сиене, Пезаро, Венеции и некоторых других областях. В росписи и формах еще ощущалось влияние испано-мавританской керамики, чему способствовали оживленные торговые связи с Испанией. Свой стиль только приобретал очертания, шли поиски форм, изобразительной графики и колористического решения.

Важную роль в истории производства итальянской керамики играло изготовление аптечной посуды. Наиболее популярные формы назывались альбарелли, цилиндрические сосуды на ножках со слегка стянутым посередине туловом. Альбарелли в течение двух веков являлись наиболее типичной разновидностью итальянской аптечной посуды.

В росписи того периода преобладали орнаментальные мотивы.

С начала 16 века художественное мастерство и техника итальянской майолики приобретают свой собственный стиль. Центрами производства становятся Фаэнца, Сиена, Венеция, Дерута, Урбино, Пезаро, Кастель Дуранте, Губбио. Выдающиеся художники, величайшие мастера майолики 16 века, Николо Пеллипарио, Франческо Ксанто Авелли, Андреоли, обозначили в керамике изобразительное направление Ренессанса и определили историю школ майоличной живописи.

Резко поменялась тематика керамической росписи. Появились повествовательные многофигурные сцены. Особую популярность получили сюжеты из античной мифологии и истории Рима, реже встречались христианские библейские темы, актуальные исторические события. Многие изображения были заимствованы из гравюр того времени и книжных иллюстраций. К производству майолики привлекались и известные живописцы эпохи Возрождения.

Красочная палитра была ограниченной. В росписи использовались 5 цветов – кобальтово-синие, медно-зеленые, желтые охры, коричневые, марганцево-фиолетовые пигменты, выдерживающие высокий обжиг керамики. Но при таких скромных средствах художники могли достигать разнообразных оттенков. Цветовые эффекты усиливались использованием люстровых красок, которые обжигались в дополнительном, более низком обжиге.

Майоликовые предметы – тарелки, блюда, большие парадные сервизы со столь значительной росписью высокого уровня, стали предметами роскоши и предназначались для богатых интерьеров, а также для эксклюзивных подарков. Так, например, широко известны тарелки со свадебными портретами.

В конце 16 века итальянская керамика переживала период длительного застоя, во время которого многие мастерские закрылись, а художественное производство угасло. Возродилось это искусство лишь во второй половине 17 века, но в несколько ином виде.

В наше время в Италии существуют майоличные мастерские, однако, в целом, производства итальянской керамики ручной работы связаны с традиционным изготовлением упрощенных исторических аналогов. В настоящее время достаточно популярны керамические панно из плитки с итальянскими пейзажами, букетами и фруктами. Однако по сравнению с майоликой эпохи Возрождения современная итальянская керамика стала более примитивной и наивной.

Для того, чтобы заказать итальянскую майолику, керамические предметы интерьера, плитку в этой технике, необязательно ехать в Италию.

Одна из главных керамических школ России – кафедра керамики Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, уделяла целый годовой курс изучению техники итальянкой майолики. Благодаря этому ее выпускники могут прекрасно копировать самые сложные росписи и создавать на основе этой технологии новые авторские произведения.

Керамическая мастерская Ларисы Захаровой может изготовить по индивидуальным заказам различные предметы в технике итальянской майолики, живописные керамические панно для фасадов зданий, а также изготовить плитку ручной работы и изразцы с росписью любой сложности. Заказать итальянскую майолику можно по телефонам, указанным в Контактах или по электронной почте.

Наиболее яркими работами, выполненными нашей мастерской в итальянском стиле керамики, являются создание около шестидесяти расписных керамических панно для ресторана итальянской кухни «Марчеллис» на Невском проспекте, 43 в Санкт-Петербурге, создание для этого ресторана серии предметов сервировки, а также выполнение частного заказа на изготовление 70 разных расписных блюд и настенных тарелок. Ознакомиться с этими работами можно на сайте в разделе «Изразцы и плитка ручной работы», а также «Предметы интерьера. Керамика».

Наши работы: Изразцы и плитка ручной работы