Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Журнал «Мир&Дом» май 2007

К РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ

Текст: Наталья Чистякова
Фото: Георгий Шабловский
Автор проекта: Игорь Дьяков
Архитектор: Мария Ульянова
Архитектурная керамика: Лариса Захарова

В детстве многим из нас очень хотелось «потеряться» в музее, чтобы, не опасаясь замечаний взрослых, прикоснуться к вещам, созданным задолго до нашего появления на свет, ощутить их особую историческую ауру и представить самих себя живущими в другую эпоху. Некоторые люди, став взрослыми, сумели реализовать подобную мечту. Это либо профессиональные реставраторы, либо счастливые владельцы частных интерьеров, украшенных настоящими раритетами.

Реставратор и коллекционер произведений древне-русского искусства Игорь Дьяков задался вопросом: с какими же интерьерами могут ужиться предметы, созданные еще в XVII-XVIII веках? Далеко не каждая квартира подойдет для такого органичного сосуществования. Это вовсе не обязательно должны быть роскошные царские хоромы, ведь большинство сундуков, шкафов и лавок, привезенных из реставрационных экспедиций по России, были найдены в простых деревенских домах и сараях.

В последнее время русская старина, точнее, русское барокко, оказалась на пике моды. Появились особые заказчики-интеллектуалы, которые с удовольствием изучают быт предков по элементам интерьера своих собственных квартир и домов. Большой интерес к культуре Руси проявляют и жители зарубежных стран. Проектируя интерьеры a la russe для иностранцев, необходимо преподносить данную тему в более концентрированном виде, временами прибегая к определенным стереотипам.

Дизайнер интерьеров и мебели: Игорь Дьяков
Архитектор: Мария Ульянова

Изразцовый камин «Мир-город» – Мастерская Ларисы Захаровой

Чем же уникален подход к дизайну интерьера, который составляют без пяти минут музейные экспонаты? Прежде всего необходимо правильное сочетание вещей, представляющих в данном случае целые эпохи. Не меньшая ответственность для автора проекта – выдержать единый стиль, а точнее – грамотно синтезировать различные стилевые направления. В этой квартире перемешались Восток и Запад, здесь царит эклектика, однако конфликта предметов нет, а есть цельный законченный визуальный образ.

Хозяйка квартиры остановила свой выбор именно на русском камине, точнее на изразцовой каминной печи, которую придумала и выполнила Лариса Захарова. В дизайне печи нашли отражение все русские декоративные традиции. Это и роспись, и балясины, и корона, венчающая печь.

Работа над камином длилась около полугода. Каждый изразец был вылеплен, отформован и раскрашен вручную, причем ни один из 50 сюжетов не повторяется. На Руси еще с XVIII в. была известна книга, представлявшая собой свод сюжетов, которые применялись для росписи керамики. Народные мастера, взяв за основу книжные прориси, наделяли каждый образ индивидуальными характеристиками. Лариса Захарова, опираясь на древнерусские каноны, также создала авторские реплики росписей.

Традиция расписывать печи была привезена Петром I из Голландии, но дельфтские изразцы были окрашены только кобальтом. На российской же почве стали появляться и другие цвета: зеленый, красный, желтый. Вообще контраст зеленого и красного – двух противоположных цветов спектра – это одновременно и основа гармонии, и отличительная черта именно русского барокко.

Дизайнер интерьеров и мебели: Игорь Дьяков
Архитектор: Мария Ульянова

Изразцовая плитка «Ярославль» – Мастерская Ларисы Захаровой

Столовая и кухня организованы на манер петербургских домов эпохи Петра I, и вместе с тем здесь учтены современные требования к комфорту. Большую часть помещения занимает столовая с большим овальным столом, меньшая площадь отдана кухне. Разделение происходит за счет стилизованной барной стойки. Стойка, так же как и стена над рабочей поверхностью кухни, облицована керамической плиткой, которую художница Лариса Захарова сделала по мотивам ярославских церковных фризов. Изюминкой барной стойки стала ажурная печная створка из Тверской губернии, заменившая привычные дверцы вмонтированному в подстолье шкафчику.
Не менее интересна и сама кухня. Ее верхняя часть – это фрагмент резного деревянного буфета, найденного дизайнером и коллекционером Игорем Дьяковым у тверских карелов.