Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Голландские изразцы, или делфтская плитка

Голландские изразцы, или делфтская плитка

Голландские изразцы с синей росписью по белой эмали с бесконечно разнообразными сюжетами известна на весь мир и популярна у нас в России с петровского времени, начала 18 века.

Иногда неспециалисты путают их с гжельскими изразцами. Часто к нам приходят запросы на изготовление облицовочной керамики «под гжельские изразцы», но в ходе разговора выясняется, что заказчики хотят увидеть именно европейскую роспись плиток в голландском стиле, связывая ее с синим кобальтовым цветом всем известной Гжели, даже не подозревая, что изначально гжельская керамика была цветной и имела народную, достаточно примитивную изобразительность.

Голландские, или делфтские изразцы зародились еще в 16 веке, но были очень похожи на испано-мавританскую цветную майолику, которая постепенно вышла из моды. Новыми образцами для подражания стал китайский сине-белый фарфор, ввозимый в Европу через Голландию с моря. Но в этом направлении голландские мастера-керамисты смогли превзойти аналоги и создать свой собственный оригинальный стиль. Делфтские изразцы распространились по всей Европе и в начале 18 века были завезены в Россию.

Уникальные изразцовые интерьеры со стенами и даже потолками, полностью облицованными сине-белыми плитками из Голландии, появились в Петербурге во дворцах Петра I – Зимнем и Летнем, дворцах Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, домах Ф. М. Апраксина и П. П. Шафирова. Такая мода была завезена в Россию из Европы, где голландская керамическая плитка из Делфта уже использовалась подобным образом, например, в интерьерах дворца в Нимфенбурге в окрестностях Мюнхена, Японском дворце в Дрездене, во дворце Лазенки около Варшавы, на стенах фасадов Малого фарфорового Трианона в Версале.


Мода в России на светлые нарядные интерьеры с изразцами из Голландии была оправдана и с практической точки зрения – в сыром холодном климате плитка прекрасно защищала стены от влажности, была долговечной и красивой.

А. Д. Меншиков, будучи губернатором Петербурга, даже организовал производства подобных плиток и изразцов для печей в окрестностях города, самым крупным из которых был кирпичный завод в Стрельне, где можно было заказать голландскую плитку по образцам из Делфта. На нем работали керамисты из Голландии и обучали русских мастеров и художников технологиям изготовления и росписи.

Обожженные плитки покрывались белой глушенной оловом жидкой эмалью. По подвяленной, но не высохшей сырой эмали через трафарет с проколотыми отверстиями наносили рисунок с помощью припороха порошком древесного угля. По намеченному рисунку художники очень быстро выполняли рисунок кобальтовыми подглазурными красками, после чего плитки покрывались бесцветной глазурью и отправлялись на последний обжиг.

Сложность выполнения росписи изразцов состояла в невозможности что-то подправить – каждый неосторожный мазок кистью оставался неизменным, поэтому среди рукописных плиток из Голландии встречаются такие курьезы, как, например, пастух, фигура которого повернута в одну сторону, а голова – в другую.

Сюжеты росписей делфтских плиток удивительно разнообразны – пасторальные, бытовые, библейские сцены, архитектурные, морские и сельские пейзажи, купидоны, обитатели моря, всадники, голландские корабли, человечки, предметы быта и др.

Голландские плитки подразделяют по типу композиции на несколько групп – с изображением, заключенным в малый круг; большой круг с наиболее насыщенными изображениями; линейной композицией, когда изразцы стыкуются друг с другом в одной бесконечной линии и с точечным изображением на белом свободном поле.


Подобное разделение типов изразцов по насыщенности изображения позволяло воспринимать каждую плитку не только по отдельности, как самостоятельное произведение керамического искусства, но и позволяло выстраивать общие композиционные акценты в интерьере. В отдаленном просмотре стены, облицованной разными видами маленьких плиток, можно было выделить более и менее насыщенные изразцовые блоки, свободные фоны и продольные полосы. Наглядным примером тому можно привести плитковый интерьер «Варварина покоя» в Меншиковском дворце на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

В современном мире часто используется тема делфтских плиток в дизайне интерьеров кухонь при облицовках стен и фартуков, в изразцах каминов и печей, в декоре ванных комнат и санузлов. Дешевая плитка крупных фабрик и производств с печатью и деколями с голландскими сюжетами – приемлемое экономичное решение бюджетных интерьеров. Однако имитация и печать никогда не заменят подлинные рукописные плитки.

Для того, чтобы заказать голландскую плитку, не обязательно ехать в Европу – у нас в России есть производственные мастерские, которые на высоком уровне могут изготовить необходимые тиражи подобных изразцов.


В Санкт-Петербурге много лет работает керамическая мастерская Ларисы Захаровой, которая выполнила множество индивидуальных заказов на изготовление изразцов и плитки в голландском стиле для многих регионов России и зарубежья. Голландские изразцы и плитка ручной работы нашей мастерской представлены в соответствующих разделах сайта «Изразцы и плитка ручной работы», «Изразцовые камины и печи», а также в Инстаграме artbazl. Среди наших заказчиков достаточно популярны изразцы «Голландия», которые мы создаем каждый раз в уникальных композиционных решениях, добавляя и разрабатывая все новые сюжеты.

Изразцовый камин «Голландские пейзажи», который был создан нашей мастерской, был удостоен первого места на международном архитектурном конкурсе «Дизайн камина-2020». Традиционные для голландского стиля изразцы синего цвета были написаны в серо-зеленой гамме специально под запрос заказчика.

Наши работы: Изразцы и плитка ручной работы