Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Исторические изразцовые камины и печи

Исторические изразцовые камины и печи

Изразцовые печи и камины также называют кафельными и керамическими. Прототипы изразцовых печей зародились в средневековой Европе. Первые сведения об отопительных керамических печах приходятся на XIII век. Это были так называемые горшечные или горшковые печи. Они представляли собой глиняные печи с вмурованными в стенки керамическими сосудами, попросту горшками.

Есть разные теории появления горшечных печей – возможно, использование горшков повышало термодинамические свойства печи, возможно – благодаря подобной римским сводам конструкции облегчало печной свод, а возможно, горшки разного диаметра просто несли чисто декоративную функцию украшательства.

Так или иначе именно от примитивных гончарных горшков пошло развитие составного кафеля. Для производства таких кафлей по-прежнему использовался гончарный круг, на котором формовали скрытую часть изразца – румпу для креплений его в кладке печи. На гончарную открытую форму приклеивали плоскую прямоугольную пластину с декором, которая отминалась в деревянных формах. Именно такой способ позволял легко тиражировать кафли, а прямоугольная форма допускала более плотную облицовку тела печи.

С этого революционного шага в эволюции изразца создание керамических печей начинает тянуться к искусству. Появляется сложная архитектура печей, сложное рельефное декорирование плоскостей изразцов, а с появлением разнообразных цветных глазурей создаются настоящие шедевры изразцовых печей.

Мотивы для декора изразцов мастера-керамисты заимствовали из архитектуры, произведений живописи и графики, деревянной скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства. И уже в XV веке в Европе появляется потребность в кафельных печах не просто как отопительных приборах, но как эстетических предметах роскоши, на которые заказчики готовы были тратить большие деньги.


Первыми изобретателями высокохудожественных печей в Европе были немецкоязычные регионы – Германия, Австрия, Швейцария. Ведущие кафельные мастерские XVI- XVII веков находились в Нюрнберге, Южном Тироле, Кёльне, Винтертуре и др.

В России изразцовые печи получили массовое распространение в XVII веке. В основном их делали для царских покоев, боярских теремов, храмов, монастырей. Полихромные изразцы, рельефные, расписные, ранее украшавшие в основном фасады зданий и церквей, прочно вошли в традицию облицовки печей и стали самобытным русским «ценинным» искусством. Позже, в XVIII веке введенная в России Петром I мода на голландские кафли изменила художественный характер русских изразцовых печей – изразцы для печей стали расписываться керамическими пигментами по гладкому полю. Сюжеты росписи при этом были невероятно разнообразными – от орнаментальных, цветочных мотивов до религиозных, философских, народных и даже фривольных шуточных сцен.

В XVIII веке по всей Европе распространяются фаянсовые и фарфоровые печи. Сложные живописные расписные изразцы начинают конкурировать с традиционными скульптурными керамическими декорами.

XIX век не принес особых стилевых новшеств. На смену мануфактурам и частным мастерским пришли печные фабрики. С появлением новых технологий и машин кафельные фабрики начали поточное производство изразцовых печей. С 30-х годов начал ощущаться определенный художественный кризис. Возрождение печного искусства произошло лишь в конце XIX — начале XX века с приходом экспрессивного и артистичного стиля «модерн», который привнес новые формы, новые живописные и пластичные решения.

В России в этот период наиболее яркие художественные творения в изразцовом искусстве принадлежали художникам Абрамцевской керамической мастерской, которую организовал миллионер и меценат С. И. Мамонтов в своем имении под Москвой. Наиболее яркий шедевр керамического искусства абрамцевской мастерской – изразцовый камин Михаила Врубеля «Микула Селянинович и Вольга», получил в 1900 году на Всемирной выставке в Париже золотую медаль.

В XX веке после Первой мировой войны изразцовое печное производство стало угасать. Перестройка в системе отопления жилых помещений поставило кафельную печь под угрозу полного исчезновения. Большинство производств печной керамики во всем мире прекратило свою работу.

Однако в России с начала XXI века с кардинальным изменением экономической ситуации стремительно набирает рост частное строительство домов, интерьерам которых стали уделять повышенное внимание. Вернулись традиции изразцовых печей и каминов в новом современном виде. Камин и печь заняли в интерьерах главное место, появилась мода на создание изразцовых печей в банях, комплексов уличных барбекю. В стране появились новые керамические мастерские.

В Санкт-Петербурге больше десяти лет работает художественная керамическая мастерская Ларисы Захаровой «Артбазл» и создает уникальные изразцовые печи, камины, изразцы для облицовок банных и уличных печей. На нашем сайте Вы можете увидеть многие работы мастерской и оценить художественные качества наших работ. Мастерская открыта новым заказам и предложениям по сотрудничеству!

Наши работы: Изразцовые камины и печи