Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Исторические изразцы

Перед тем, как рассказывать об истории возникновения изразцов, надо сразу определиться, чем они отличаются от изразцовой плитки.

Исторические изразцы

Принципиальное отличие изразца – наличие румпы, коробчатого крепления с отверстиями с обратной стороны, для надежного крепления на фасады зданий и на нагревающейся поверхности, имеющей тепловое расширение, например, печей и каминов. При этом внешний декор в этом определении не так важен.

История глазурованных и расписанных плиток корнями уходит во времена Древнего Египта, где керамическое ремесло было хорошо развито. Уже в 13 веке до н. э. плитка активно использовалась в архитектуре и интерьерах домов для облицовки стен и полов. Вавилонские ворота были построены в конце 6 века до н.э. из многоцветных глазурованных кирпичей с изображениями быков, львов, драконов и других животных. Таким образом, предшественником изразцовой плитки можно считать древние глазурованные кирпичи и плитки.

Но прототип современного изразца зародился лишь в средневековье. Причем путь его развития в Европе и России отличался. В Европе история искусства изразцов пошла от облицовок печей, а в России – от архитектурной церковной керамики, от фасадных облицовок храмов терракотовыми изразцами из красной глины, которые уже позже, спустя столетия, перешли в интерьеры.

Прародителем европейского изразца стал горшок, изготовленный на гончарном станке. Горшки вмуровывались в стенки средневековых печей, тем самым повышались печные термодинамические свойства и облегчались инженерные сводчатые конструкции. Они так и назывались – горшковые печи, облицованные круглыми изразцами.

Постепенно печные горшкообразные круглые изразцы эволюционировали – в эстетических целях к ним приклеивали квадратные декоративные лицевые пластины, которые отминалась в деревянные формы с рельефом. Они декорировались одноцветными поливами или расписывались цветными глазурями. Прямоугольный и квадратный изразец был более оптимален при облицовках прямых поверхностей.

Различные гончарные мастерские Европы развивали свои творческие направления в создании изразцовых печей. Таким образом, керамическое ремесло достигло невероятно высокого уровня и перешло в разряд европейского декоративного искусства, насчитывающее немало уникальных шедевров.

Первые сохранившиеся до наших дней русские терракотовые изразцы появились в 15 веке на фасадах православных храмов. В те времена в России велось активное церковное строительство, белокаменная резьба была слишком трудоемкой и дорогой, и на ее замену пришли керамические плитки, которые тиражировались из красножгущейся глины в деревянных резных формах и обжигались наряду с кирпичами. Декор терракотовых изразцов также часто имитировал каменную резьбу, но постепенно, с появлением глазурей – сначала зеленых, медных, потом полихромных, цветных, сформировалась собственная оригинальная стилистика. 17 век стал расцветом русского искусства архитектурной керамики.

Многие православные храмы и монастыри украшались изразцовыми декорами, которые изготавливали различные керамические мастерские России. Московские, ярославские, балахнинские, соликамские, великоустюжские, угличские и другие производства разрабатывали свои орнаменты и сюжеты, но в целом повсеместно изразцы в 17 веке расписывались цветными глазурями по рельефу.


Наиболее разнообразны и многочисленны московские изразцы. Первые производства неглазурованных красных изразцов в Москве появились еще во второй половине 16 века. Они изготавливались из терракотовой глины с орнаментальным и сюжетным декором. Наиболее часто встречались рельефные сюжеты с военными сценами, львами, охотниками и др. Декор красных изразцов постепенно усложнялся, а во второй половине 17 века они были вытеснены муравлеными и многоцветными изделиями. Московские изразцы с характерным цветным узорочьем можно увидеть в архитектурном декоре церквей Троицы в Никитниках, Григория Неокесарийского на Большой Полянке, Покровского собора и Мостовой башни в Измайлове, Иосифо-Волоколамского монастыря, Верхоспасского собора в Кремле и многих других зданий.

Особую роль в расцвете архитектурной керамики сыграло возведение многочисленных церковных сооружений в Ярославле, ставшем одним из крупнейших торгово-промышленных городов страны. Многоцветные ярославские изразцы 17 века в архитектуре церквей Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста в Коровниках, Богоявления, Николы Мокрого и других храмов, являются истинными шедеврами.

Русское искусство изразцов с 18 века претерпевает изменения. После петровского переориентирования всех производств на европейский лад стали развиваться подглазурные технологии русской майолики, ориентированные вначале на голландскую кафельную плитку. Производства фасадной керамики перепрофилировались на интерьерные печные изделия с утонченной росписью по гладкой поверхности.


С развитием фабричных и заводских производств в 19 веке небольшие российские и европейские ремесленные мануфактуры, которые специализировались на дорогих уникальных работах, пришли в упадок. Декор изразцовых печей все более упрощался, на смену эксклюзиву пришли типовые фабричные стандарты, роспись практически исчезла. Лишь эпоха модерна на стыке 19 и 20 веков дала временный творческий всплеск в керамическом искусстве, но с возникновением глобального парового и электрического отопления изразцовые производства по большому счету прекратили свое существование и в Европе, и в России.

Сегодня можно сказать, что в начале 21 столетия изразцовое ремесло стало возрождаться. Активное частное и церковное строительство, внимание к эксклюзивным отделкам, породило спрос на уникальную керамику для фасадов зданий, интерьеров, печей, каминов. Появились керамические мастерские, которые, в основном, повторяют исторические изразцы, изготавливают копии уже существующих образцов. Наиболее популярны для современного повторения различные ярославские изразцы, московские, в частности, знаменитый орнамент «Павлинье око», разработанный Степаном Полубесом еще в 17 веке для Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и многие другие аналоги. Старинные изразцы собираются в коллекции, к ним привлекается внимание историков и искусствоведов. Появилась потребность воссоздавать и реставрировать старинные изразцы в интерьерах и на фасадах исторических зданий.

Немногие современные мануфактуры на данный момент обрели свой стиль, обозначили авторские направления в этой сфере. Одной из таких художественных производств является Санкт-Петербургская мастерская архитектурной керамики Ларисы Захаровой, которая создает эксклюзивные изразцы для печей, каминов, облицовки фасадов и интерьеров с начала 2000-х годов. Некоторые авторские работы мастерской Л. Захаровой можно назвать новаторскими, не имеющими исторических аналогов. Ознакомиться с произведениями мастерской можно на нашем сайте в разделах «Изразцовые камины и печи», «Изразцы и плитка ручной работы», «Керамика для храмов» и др. Мастерская Ларисы Захаровой может выполнить заказы очень высокой сложности и решить самые неординарные творческие задачи.

Наши работы: Изразцы и плитка ручной работы