Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики
Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
Мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой
 

Изготовление изразцов

Изготовление изразцов

Вопреки современному промышленному прогрессу технология создания изразцов практически не меняется на протяжении всей истории своего существования, как, впрочем, и других ремесел, связанных с художественной ручной работой – кузнечного, витражного, мозаичного, разнообразных народных промыслов. Конечно, для производства изразцов появляются новые усовершенствованные материалы, приспособления, инструменты, даже 3-д технологии, однако принцип изготовления изразцовой плитки остается неизменным.

Изготовление изразцов для печей очень похоже на технологию выпекания печатных пряников – создание формы, набивка глины в форму, обжиг, глазуровка, повторный обжиг. Керамисты часто говорят, что профессии производителя изразцов и пекаря очень близки, даже многие инструменты, используемые в керамических и кулинарных процессах аналогичны.

Для того, чтобы изготовить гипсовую форму, необходимо сделать модель-матрицу, с которой она будет сниматься. Для основы часто используется лакированная гипсовая пластина или протяжка, на которой создается рельеф или фактура из пластилина. Изготовление модели – очень кропотливый труд. От качества модели зависят все остальные оттиски с нее.

Когда-то много веков назад, подобные формы резались из дерева. По этой причине характер рельефа старинных изразцов напоминает деревянную резьбу. Они были еще более затратными по времени – ведь гипсовых форм можно снять несколько с одной модели, а деревянные формы были уникальными. В наше время некоторые мастерские в изготовлении изразцов для печей, каминов и интерьеров применяют 3-д технологии. Однако модель, сделанная художником и мастером вручную всегда будет цениться и восприниматься на ином уровне.

Здесь надо упомянуть о необходимости учитывать усадку глины, которая может составлять от 5 до 15 %. Создавать модель будущего изразца нужно с учетом уменьшения глиняного оттиска во время сушки и обжигов.

После изготовления формы в нее набивается глина.

Глины подразделяют на различные виды – безшамотные, шамотные, фаянсовые, фарфоровые, каменные и т. д., приготовление которых – особый процесс, требующий использования сложного оборудования в промышленных масштабах. У японских художников-керамистов есть культурная традиция заготовки глиняной массы для будущих поколений – выкапывая из земли заготовленную много лет назад своим предком глину, керамист обязательно готовил новую массу для потомков и также закапывал ее.

Глину требуется раздробить, отсеять, замочить, процедить, добавить улучшающие ее свойства компоненты, оттянуть в вакуум-прессах, провести через смешивающие вакуумные экструдеры, чтобы получить рабочую массу, плотную, пластичную, без излишков воздуха. Сейчас есть компании и заводы, производящие различный ассортимент глин, которые производителю изразцов проще и дешевле купить, чем заниматься заготовкой самому.

После набивки глины в форму, гипс оттягивает из нее воду, и усаженный изразец легко выходит. После этого начинается процесс медленной сушки. Это очень коварный этап в производстве изразцов, во время которого изразец подвергается достаточно сильной деформации. Самые сложные изразцы, как ни странно, – ровные, без рельефа, потому что глину сильно выкручивает при сушке. Требуется постоянный контроль над сушкой и деформацией изделия – подбивание, наложение пресса и т.д. Если этот этап пройден успешно, изразцы отправляются в первый, утельный обжиг, после которого они декорируются, глазуруются, расписываются и проходят повторные обжиги на закрепление керамических красок.


Чем более сложная техника декорирования и росписи изразцов выбрана художником и заказчиком, тем больше требуется обжигов. Иногда обжиги приходится проводить по 5-6-7 раз. Некоторые глины не выдерживают такой термической нагрузки и могут дать трещины – риск брака в политых обжигах очень высок. Особенно обидно терять изразцы, работа над которыми ведется много недель. К сожалению, такая ситуация у художников-керамистов возникает достаточно часто, что влечет за собой срыв договорных сроков особо сложных эксклюзивных керамических работ. Поэтому если Вы решили заказать изразцы по индивидуальному проекту, лучше иметь запас времени на их изготовление и понимание рисков, которые берет на себя изразцовая мастерская.

Изготовление изразцов из фарфора и фаянса происходит по той же схеме, что и из глины, но метод ручной набивки массы в форму заменяется на литьевые технологии. Фарфоровая жидкая масса, похожая по консистенции на кефир или тесто для блинов, заливается под давлением на несколько минут и сливается. Прилипший к гипсу тонкий слой глины после сушки также легко выйдет из формы и пойдет на дальнейшие обжиги. Фарфоровые и фаянсовые изразцы обычно обжигаются на более высокие температуры и имеют более тонкий черепок, чем шамотные и глиняные, однако эту характеристику нельзя назвать достоинством или недостатком для облицовок изразцовых печей и каминов. Хорошо обожженный глиняный изразец не отличается по своим свойствам от фаянсового или фарфорового, а преимущество во внешнем виде будет зависеть от вкуса заказчика.

В современном мире промышленной керамики имеет место способ изготовления изразцовой плитки путем экструдирования. Через механический экструдер с насадкой в виде профиля изразца, выдавливается бесконечная лента глиняного профиля, который потом нарезается на нужные размеры. Такой способ имеет ряд ограничений по форме и не применим в орнаментальной керамике.

Если Вам нужно заказать изразцы по индивидуальному проекту, Вы можете обратиться в нашу керамическую мастерскую «Artbazl», которая специализируется на изразцовой архитектурной керамике много лет. Мы создали изразцы для множества каминов, печей, фасадов домов, бань, саун, интерьеров различного назначения и открыты новым заказам и новым художественным задачам. Более подробно ознакомиться с нашими работами Вы можете на сайте в разделах «Изразцы и плитка ручной работы», «Изразцовые камины и печи».

Наши работы: Изразцы и плитка ручной работы